Новый библейский комментарий. Часть 3
1:1—4 Приветствия
1:5–9 Качества служителей церкви
1:10—16 Как поступать с лжеучителями
2:1—10 Обязанности разных классов верующих
2:1—3 О старых
2:4–8 О молодых
2:9–10 О рабах
2:11 — 3:8 Доктринальная основа христианской жизни
2:11 — 15 Наставление благодатью
3:1—2 Христиане в обществе
3:3—8 Христианство и язычество
3:9— 11 Дополнительные предостережения
3:12—15 Заключительные замечания
В этом послании приветствие имеет значительно больший объем, чем в 1 и 2 Посланиях к Тимофею. Его содержание носит ярко выраженный богословский характер. Только здесь Павел называет себя рабом Божиим, хотя в других местах он представляется «рабом Иисуса Христа». Далее, однако, следует более привычное именование Апостол Иисуса Христа и разъясняется его смысл. Основанием своего апостольства Павел называет веру и познание истины (1), насаждению каковых он призван содействовать. Слово познание требует уточнения, поскольку здесь подразумевается лишь то познание, которое ведет к благочестию. Кроме того, и вера, и познание имеют отношение не только к настоящему, но и к будущему (в надежде вечной жизни).
Почему Павел вставляет такое определение Бога, как неизменный в слове (2)? Тит наверняка не сомневался в этом. Возможно, Павел хотел подчеркнуть достоверность Божьих обетовании. Слова прежде вековых времен привлекают внимание к тому обстоятельству, что эти обетования неотделимы от вековечных замыслов Бога. С точки зрения вечности рассматривается и назначенное время, в которое Бог явил Свое слово. Здесь можно усмотреть сходство с началом Евангелия от Иоанна. Павел не может умолчать о роли проповеди (3) в распространении вести о деянии Бога и о гордости, которую он испытывает в связи с призванием служить Богу на этом поприще. Несмотря на то что Тит не упоминается в Книге Деяний святых Апостолов, обращение истинному сыну по общей вере (4) позволяет предположить, что он был ближайшим сотрудником апостола. Павел упоминает о нем во 2 Послании к Коринфянам и в Послании к Галатам.
1:5—9 Качества служителей церкви
Наставление, адресованное Титу, аналогично наставлениям Тимофею в 1 и 2 Посланиях Тимофею, однако есть и некоторые отличия, обусловленные особенностями ситуации на Крите. Перед Титом стояло две задачи: довершишь недоконченное и поставить… пресвитеров (5). Что именно Павел оставил «недоконченным», неизвестно, если только он не имеет в виду назначение пресвитеров. Павел не дает никаких указаний о количестве требуемых пресвитеров, но, очевидно, он уже обсуждал с Титом этот вопрос. Значительно больше он озабочен тем, чтобы претенденты отвечали определенным требованиям (6). На первый план выступает не только нравственная безупречность (упомянутая дважды), но и устойчивая семейная жизнь. По–видимому, человек, который не мог держать в подчинении собственных детей, считался неподходящим для руководящей роли в церкви.
Переход от пресвитеров в ст. 5 к епископам в ст. 7 свидетельствует об отсутствии существенной разницы между этими должностями. В обязанности епископов входил общий надзор. В ст. 7 перечислены свойства характера и поведение, делающие человека непригодным для этой должности. Примечательно, что в отличие от Тимофея Тит не получает совета воздерживаться от назначения новообращенных — вероятно, по той причине, что община на Крите была создана позднее, чем в Эфесе. Положительные качества, необходимые епископу, приведены в ст. 8–9. Этими качествами должен обладать каждый христианин. Особое место занимает в этом перечне гостеприимство, поскольку в первоначальной церкви от него зависело многое. В ст. 9 ясно показано, какое значение имеет для церковных руководителей приверженность здравому учению. Обличение лжеучителей возможно только при условии глубокого понимания истинного учения. По мнению Павла, подобные вопросы не терпят никакой расплывчатости.
1:10–16 Как поступать с лжеучителями
Сравнивая этот фрагмент с отрывками, посвященными лжеучителям в 1 и 2 Посланиях к Тимофею, мы снова замечаем некоторые отличия. Здесь более отчетливо выявлено иудейское начало ложного учения — недаром Павел упоминает «обрезанных» (10) и «иудейские басни» (14). И все же наиболее характерными свойствами лжеучителей являются пустословие, лживость, корыстолюбие и пагубное влияние на окружающих (10—11). Сложность ситуации на Крите усугублялась характером его населения, выраженным в ст. 12 словами местного поэта, которого обычно отождествляют с философом Эпименидом, жившим в VI в. до н. э.
Учитывая непокорный характер этих людей, Павел советует прибегать к решительным действиям. Им должно заграждать уста (11); их следует строго обличать (13), а Тит должен не внимать их речам (14). Павел считает, что они недостойны споров, и потому советует Титу сосредоточиться на обличении, дабы они были здравы в вере. Такой конструктивный подход и поныне не утратил своего значения в работе с теми, кто отошел от истины. В ст. 15 дается дополнительный комментарий, призванный поддержать Тита, ибо оскверненные умы не признают чистоты. Как только ум оскверняется, с совестью мгновенно происходит то же самое. Павел отдает себе отчет, что лжеучителя искусно имитируют все проявления религиозности (они говорят, что знают Бога), но их выдают собственные поступки (16). Может показаться, что во второй части ст. 16 Павел говорит о них слишком пренебрежительно, но в этом проявляется его отвращение к тем, кто вводит в заблуждение других. Едва ли возможно более убедительно выразить значение правильного понимания христианского учения.
2:1—10 Обязанности разных классов верующих
Здесь Павел снова обращается к образу здравого учения (ср.: 1:9). Оно является полной противоположностью «болезненного» учения лжеучителей. Наречие сообразно привлекает внимание к пригодности этого учения для жизни, указывая на то, что ложное учение совершенно бесполезно. Далее Павел приводит примеры того, что он считает сообразным здравому учению. Своим образом жизни старцы должны показывать, что их поведение согласуется с их убеждениями (2). Это означает, что их поведение должно вызывать уважение окружающих.
К этому требованию Павел добавляет необходимость быть здравыми в вере, любви и терпении — сочетание, часто встречающееся в пастырских посланиях и в других произведениях Павла (ср.: 1 Фес. 1:3). Давая совет относительно стариц, Павел обращает внимание на необходимость сдержанности и серьезности (3).
Запрет, относящийся к клевете и пьянству, отражает существующее положение дел на Крите. Использованное Павлом выражение чтобы… не порабощались пьянству свидетельствует о том, что эта проблема стояла на Крите более остро, чем в Эфесе (ср.: 1 Тим. 3:8,11, где использовано более мягкое выражение). Лучшее, чему могут посвятить себя старые женщины, — это учить добру.
Павел считает, что молодых [женщин] должны вразумлять старицы. Это, несомненно, требует большого такта, иначе может возникнуть впечатление вмешательства в чужие дела. Основное внимание в наставлении Павла уделено любви к мужьям и детям. Это нельзя считать чем–то само собой разумеющимся, особенно в наше время, когда процент разводов стремительно растет, а стремление сделать карьеру оттесняет заботу о детях на второй план. Качества, которыми должны обладать молодые женщины, — это качества, необходимые в семейной жизни, где так важны целомудрие, чистота и доброта (5). Как и повсюду, Павел считает, что христианка должна быть покорной своему мужу. Всю эту тему пронизывает религиозный мотив — не допустить оскорбления Божьего слова. В более подробном обсуждении супружеских отношений (см. коммент. к Еф. 5:22–33) Павел рассматривает покорность жены в контексте жертвенной любви мужа. Идеальные супружеские отношения всегда строились на бескорыстной преданности друг другу Там, где покорность и жертвенная любовь предаются забвению или ставятся под угрозу, браки страдают или полностью разрушаются.
Касаясь поведения юношей, Павел настоятельно рекомендует быть целомудренными (обязательное требование для христиан любого возраста), после чего призывает Тита быть для них образцом (7). Будучи проповедником Евангелия, он обязан проявлять чистоту и степенность, особенно в речи. И это тоже продиктовано религиозными соображениями: чтобы противники не могли сказать о христианах ничего худого.
Павел обсуждал тему рабства в 1 Тим. 6, и здесь он говорит примерно то же самое. Слово, переведенное как повиноваться, означает нечто большее, чем «подчиняться», и отражает особенности социальной системы того времени. У рабов–христиан была дополнительная обязанность — угождать своим господам и не прекословить им. Из того, что рабов увещевают не красть, видно, что они были особенно подвержены этому искушению. Павел считает, что у рабов есть возможность украшать Евангелие своим поведением, и эта возможность, без сомнения, существует у всех христиан. Греческое слово, переведенное как украшение, используется для обозначения оправы драгоценного камня, позволяющей представить его в наиболее привлекательном виде.
2:11 — 3:8 Доктриналыгая основа христианской жизни
2:11—15 Наставление благодатью
При обсуждении поведения Павлу свойственно переключаться на богословские темы, поскольку в основе его наставлений всегда лежат доктринальные соображения. Здесь он использует понятие Божией благодати, объединяющее все деяния Бога на благо человека. Точной и краткой формулировкой Павел привлекает внимание к боговоплощению и искуплению, связывая их со вторым пришествием. Явление спасительной благодати указывает на первое пришествие Иисуса, но в каком смысле она спасительна для всех человеков? Не хочет ли Павел сказать, что спасение распространяется на всех? Если рассматривать явление благодати как исторический факт, то пришествие Иисуса действительно имело универсальное значение. Вероятно, Павел имеет в виду, что Бог в Своем милосердии предоставил возможность спасения всем людям. Но пафос этого высказывания составляет не всеобъемлющий масштаб Божьей благодати, а ее влияние на поведение христиан. Поэтому ст. 12 так убедителен. Главное назначение Божьей благодати — сдерживать нечестие. Действительно, в отсутствие Божьей благодати невозможно жить целомудренно. Целомудрие не может быть достигнуто только собственными усилиями. Это принципиально отличает христианскую этику от стоицизма, превозносившего самоограничение.
В этом отрывке Павел соединяет настоящее с прошлым и будущим. В ст. 12 требование праведной и благочестивой жизни в нынешнем веке отражает текущие задачи. Но в ст. 13 центр внимания перемещается в будущее. Блаженное упование и явление славы, несомненно, относятся к будущему, но они оказывают определенное воздействие на настоящее. Павел показывает, что между упованиями христиан на будущее блаженство и их нынешними обязанностями существует точное равновесие. В основе учения Павла о будущем лежит надежда на второе пришествие Христа. Знаменательно, что Павел говорит здесь о великом Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе, ибо объединение водном выражении Бога и Иисуса Христа свидетельствует об убежденности Павла в Божественности Иисуса, что полностью согласуется с наиболее вероятным вариантом толкования Рим. 9:5. Некоторые исследователи разделяют в этом утверждении слова «Бог» и Спаситель, но такое толкование греческого текста сомнительно. Еще одна возможность — считать, что имя «Иисус Христос» поясняет выражение «явление славы», в таком случае отождествление Бога и Иисуса будет не столь очевидным. Однако в свете следующего утверждения отнесение слова «Спаситель» к Иисусу представляется более естественным.
В ст. 14 Павел обращает взор в прошлое, отсылая читателей к историческому акту искупления, образующего основу христианского мировоззрения. Он подходит к этой теме, размышляя о том, что Христос уже сделал для нас. В 1 Тим. 2:6 Павел говорил, что Христос предал Себя для «искупления», и здесь он развивает сходную идею, используя глагол, образованный от существительного «выкуп». Искупление — излюбленная тема апостола. Это понятие подразумевает избавление от рабства, обозначенного в данном случае как всякое беззаконие. Павел рассматривает жертву Христа за нас как нечто такое, чего мы не можем сделать сами. Спасение — это в полном смысле слова избавление от греха. Но Павел видит в спасении не только избавление от греха, но и путь к очищению. Метафора очищения — еще один излюбленный прием Павла, позволяющий объяснить суть искупительной жертвы Христа. Христианин — это человек, очищенный посредством слова (см.: Еф. 5:25—26). Представление о народе Божьем как особом достоянии Иисуса Христа передано здесь очень наглядно (ср.: Исх. 19:5). Стремление христиан делать добро убедительно объясняется главным образом тем, что мы находимся у Иисуса Христа на особом положении.
В ст. 15 Павел напоминает Титу о необходимости применять власть при увещевании и обличении. Эта власть, основанная на апостольском учении, позволит Титу противостоять попыткам окружающих пренебрегать им.
Надо полагать, что Тит уже объяснял местному населению их обязанности по отношению к властям, поскольку Павел советует ему напоминать об этом. Но, возможно, критяне были склонны забывать, что христиане должны подчиняться властям. Павел понимает, что гражданское неповиновение (за исключением вопросов совести) может навлечь на христианскую церковь дурную славу. Смысл ст. 2 в том, что поведение христиан должно служить лучшей рекомендацией их учению. На посторонних они должны производить впечатление законопослушных граждан. Обратите внимание на такие качества, как кротость и покорность, далеко не всегда выступающие на первый план в социальных отношениях.
3:3—8 Христианство и язычество
В своих посланиях Павел часто сравнивает состояние, в котором христиане пребывали до обращения, с их новыми возможностями во Христе. Ст. 3 отсылает в прошлое. Перечень пороков, представленных здесь в качестве типичных для дохристианского существования, может показаться несколько преувеличенным. Но достоверно известно, что эти недостатки присущи до обращения всем христианам, а их следы дают о себе знать и после обращения. «Несмысленность» указывает на бездуховность и невежество; непокорность и заблуждение проявляются в отношениях человека с Богом, а весь уклад жизни охарактеризован как рабское подчинение похотям и удовольствиям. Чтобы почувствовать, какие разительные перемены произошли с появлением христианства, необходимо признать естественность дохристианского образа жизни. Эту неприглядную картину венчает многообразие злобы и ненависти, на фоне которых изображается Божественная любовь.
В богословской декларации в ст. 4—7 Павел показывает, каким образом благодать и человеколюбие Бога нейтрализовали возрастающую ненависть мира, пребывающего в естественном состоянии. Средоточием Божественной любви является пришествие и служение Христа, но в данном контексте смысловой акцент падает на воздействие этой любви на христиан. Возможно, называя Бога Спасителем нашим, Павел противопоставляет Бога римскому императору, которому в те времена иногда давали титул «спасителя». Однако в свете 2:11–14 более вероятно предположение, что Павел целиком поглощен мыслями о христианском спасении. В ст. 5 он показывает, что источником спасения является милость Бога, а не усилия человека (дела праведности символизируют здесь соблюдение иудейского закона), что согласуется с его учением в других произведениях (особенно в Послании к Римлянам).
Выражение банею возрождения и обновления Святым Духом (5) вызывает много споров, так как в нем объединены два аспекта христианского спасения. Возрождение — это вступление в новую жизнь, а обновление — это сама новая жизнь. Первое можно истолковать в связи с обращением, а второе — с дарованием Святого Духа. Многое говорит в пользу толкования возрождения в том смысле, какой придавал ему в Своем учении Иисус (Ин. 3:5). По поводу толкования выражения баня возрождения мнения расходятся, поскольку не все усматривают в нем связь с обращением. Возможно, оно относится только к крещению, в таком случае оба понятия указывают на то, что совершается при крещении Святым Духом. Не исключено, что это выражение символизирует духовное очищение.
Ст. 6 — несомненная аллюзия на излияние Святого Духа в день Пятидесятницы. Поскольку Павел описывает то, что ему и его соратникам довелось испытать на собственном опыте (обращают на себя внимание слова на нас), он не может не упомянуть щедрость этого дара. Дух никогда не даруется в ограниченном количестве. Этот стих проливает свет на совместное проявление Бога, Иисуса Христа, нашего Спасителя, и Святого Духа.
Павел завершает свой краткий богословский экскурс упоминанием оправдания. Ему свойственно подчеркивать, что оправдание совершается по благодати, ибо это его излюбленная тема. Она связана главным образом с нашим новым положением приближенных к Богу и указывает на наше будущее. Еще одна постоянная тема Павла — наше наследие, и здесь он сосредоточивает внимание на вечной жизни. Он говорит об уповании на это наследие как о чем–то несомненном.
Фрагмент заканчивается формулой слово это верно (8), которая, должно быть, относится к богословскому высказыванию, рассмотренному выше. Но далее Павел обращается непосредственно к Титу с просьбой подтверждать о сем, что логичее истолковывать по отношению ко всему, что написал Павел в своем послании. Больше всего его заботит практический результат — приверженность добрым делам. Это означает, что для совершения правильных поступков жизненно необходима здоровая религиозная основа.
3:9—11 Дополнительные предостережения
Содержание этого фрагмента перекликается с замечанием в 1:10. Павел не может завершить послание, не сделав дополнительных предупреждений. Судя по тому, что он подчеркивает бесполезность и суетность ложного учения, можно предположить, что Павел видит в нем полную противоположность истинному учению, которое он только что изложил. Титу, как и Тимофею, он советует избегать бесполезной траты времени на споры и распри. Но Павел проводит различие между ложным учением и людьми, которые им увлекаются. Каждый пастырь должен заботиться о людях, особенно о тех, которые причиняют неприятности общине и нуждаются во вразумлении. Но Павел считает, что двух предупреждений достаточно. Тот, кто склонен сеять разногласия, крайне редко изменяется к лучшему после третьего предупреждения. По мнению Павла, такой человек обречен на духовную деградацию.
3:12–15 Заключительные замечания
Очевидно, Артема и Тихик должны были заменить Тита на Крите. Павел упоминает о своем намерении перезимовать в Никополе, который, согласно общему мнению, располагался на западном побережье Греции. Никаких объяснений избрания столь отдаленного города не приводится. Зина в Новом Завете нигде больше не упоминается. Аполлос известен по Книге Деяний и 1 Посланию к Коринфянам как сотрудник апостола. Очевидно, Тит был в состоянии оказать этим людям определенную материальную поддержку во время их путешествия. Затем Павел обращается ко всем критским христианам, чтобы еще раз подчеркнуть значение добрых дел. Не совсем ясно, о чьих необходимых нуждах идет речь. Возможно, Павел имеет в виду нищих, и тогда его наставление следует понимать как призыв к благотворительности. Такое толкование помогает прояснить смысл последней строки этого стиха (дабы не были бесплодны). Заключительные приветствия носят самый общий характер, а пожелание благодати необычайно кратко.
Этот материал еще не обсуждался.